Пошлины на иномарки, ввезенные из-за рубежа, должны
упасть до приемлемых 10%, что наверняка оживило бы рынок европейских,
американских и азиатских машин с пометкой «б/у». Но не оживит. Чиновники
придумали, как спасти АвтоВАЗ от разорения и закрыть границу для
подержанных автомобилей даже в условиях тесного сотрудничества с ВТО.
Помимо заградительных таможенных пошлин, которые все же
придется снизить, в России также будут введены утилизационные пошлины.
Конечно, это касается не только поездивших уже машин, но и новых –
однако их это затронет в меньшей степени. О волжском автозаводе авторы
законопроекта, разработанного в Минпромторге, не упоминают, вместо этого
чиновники привычно ссылаются на западный опыт. И эксперты – вместе с
ними. «За рубежом утилизационная пошлина уже давно
включена в стоимость машины. И в наших условиях главный вопрос – куда
пойдут эти сборы. Надеюсь, что действительно на утилизацию. Жизненный
цикл автомобиля должен заканчиваться именно так, а не на обочине, грудой
ржавеющего металла», - в интервью «Российской газете» заявил
исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов. По
мнению эксперта, смягчение таможенных барьеров, в первую очередь,
ударит именно по тому предприятию, которое сейчас надеется взорвать
рынок своей Lada Granta. «Без введения подобного сбора в наименее
выигрышном положении окажутся как раз производители бюджетных
автомобилей, ведь за цену новой отечественной машины можно будет купить
подержанную иномарку более высокого класса», - отметил Удалов. Упустят
выгоду и иностранные компании, организовавшие здесь свои производства. Источник
Autonews.ru в Минпромторге говорит о том, что закон будет обязательно
принят. «Это вопрос практически решенный. Принятие документа
планируется после мартовских выборов», - говорит он. Впрочем,
он сомневается, что ввоз в Россию подержанных иномарок вновь станет
выгодным бизнесом. Даже если правительство не введет утилизационный
сбор. «На рынок начинают выходить подержанные автомобили, произведенные и
проданные уже внутри России. Поэтому импорт иномарок с пробегом может
быть уже не так выгоден. Это станет явным не сейчас, но уже через
несколько лет», - полагает глава «Автостата». Тем не менее, он
прогнозирует, что число б/у-автомобилей, ежегодно ввозимых в Россию,
вырастет в 3-5 раз: с 100-150 тысяч до полумиллиона. Отметим,
что на сегодняшний день ввоз автомобилей, к примеру, середины 2000-х
годов – дело крайне затратное: за машину, сошедшую с конвейера более
пяти лет назад, необходимо отдать государству 35% от ее стоимости. С
более свежими экземплярами – ситуация не лучше. Автомобили до трех лет
обходятся на границе в 30% своей стоимости. Однако сразу после
вступления в ВТО пошлины должны снизиться на 10 процентов. Что
касается нового сбора, то его предполагается направить на утилизацию
«автохлама». Это решение, если оно будет принято (в чем нет никаких
сомнений), вразрез с политикой ВТО идти не будет: в правилах этой
организации нет запрета на установку двойной пошлины на новые и
подержанные автомобили. Впрочем, подорожают и машины с нулевым пробегом,
произведенные на территории России, будь то Lada или Ford: их новый
«оброк» также не минует.
|